Пресса

Трактирщица и её мужчины

Под занавес театрального сезона 2017-2018 хочется вернутся к важным, глобальным и самым важным вопросам — зачем мы ходим в театр? Что ищут зрители и актеры? И главное — что они находят. Театр «Ателье» («Независимый театральный проект») ставит очень разные спектакли, которые отличает одно — неслучайность. Все, что можно посмотреть в этом театре без театра, достойно своего жанра и публики. Премьера этого сезона очень символично его и завершает — «Трактирщица», классическая пьеса Карло Гольдони пронизана духом Италии, самой жизнью и бунтарством. А вот против чего — еще надо разобраться.

Мы приходим в театр, чтобы погрузиться в иной мир. Он может быть нашим прошлым, альтернативной реальностью или выдуманной вселенной из воображения автора. Атмосфера Гольдони, которую с большой любовью и вниманием к деталям, воссоздают на сцене художники, это барочная, роскошная Италия, которую мы не застали, но её так легко себе представить прогуливаясь по вилле Боргезе в Риме или садах Боболи во Флоренции. Это время пиршеств, дорого вкуса и сладких вин, когда дамы были прекрасны без оговорок, а кавалеры говорили так, что их хотелось слушать. Каждый, кто был на Аппенинском полуострове точно подпадал под эту магию итальянского солнца, а если вам еще не довелось там побывать, то тем полнее будет эта первая встреча с миром горячих эмоций, веселья и простых радостей жизни. Если отпустить все мысли и просто погрузиться в праздник прекрасного на сцене, то не хватит времени на детальный анализ и разбор — эмоции всего важнее, они наши воспоминания, чувство момента и мечты о лучшем. Именно дух и суть Италии так точно можно ощутить в этом спектакле.

Классические сюжеты, проверенные временем, такие как «Трактирщица» простым и понятным языком рассказывают о мужчинах и женщинах, любви и страстях, деньгах и чести. Они напоминают нам о том, о чем в нынешних скоростях и суете мы легко забываем, теряем из виду главное. А казалось бы проще простого сложить два и один, выбрать свою судьбу и быть честными самим с собой. Этот спектакль поставлен так просто и вместе с тем изящно, что он смотрится абсолютно современно, при этом не теряя классического шарма. У Виктора Шамирова в очередной раз получилась очень небанальная постановка практически для любого зрителя. Три комнаты героев, три алькова, три кровати, каждую из которых может выбрать наша героиня, имеют свои достоинства и недостатки, и можно сказать, были бы хороши для главной героини, но Мирандолина слишком свободна, она просто имеет собственное мнение и необходимость содержать гостиницу. Есть простые пути решения этой проблемы — выйти замуж за деньги, титул или за все сразу. И в течении всего действия зрители невольно задают себе те же вопросы — а что бы выбрали мы, почему бы не согласиться на компромисс и обрести надежный тыл, достаток и спокойствие. Вот только ради этого придётся отказаться от себя. Иногда мы ходим в театр именно за этим — найти ответ на вопрос, засевший где-то очень глубоко у нас внутри, часто даже не озвучиваемый. Или наоборот — наловить новых вопросов, которые зачем-то нам потом понадобятся. Часто это происходит неосознанно, бесконтрольно, но оно все равно происходит, это доказывает вековой театральный опыт. И эта пьеса даёт так много пищи для размышления и переваривания, что хватит ещё на несколько белых ночей и задушевных разговоров.

В контексте современного повышенного внимания к правам женщин, «Трактирщица» смотрится вдвойне актуально, но при этом она больше всего обращает внимание зрителя просто на права человека, без деления на пол, происхождение и уровень достатка. Не пора ли перестать делить всех, а вспомнить о правах человека на собственное мнение, личные достижения, неудачи, которые не ставят крест на дальнейшем успехе, о праве на слабость, которую могут проявлять как женщины, так и мужчины. Все герои этой пьесы живут так, как получается — у кого-то лучше, у кого-то хуже, но они действуют, не отсиживаются за «точно не получится», «так не бывает» и «лучше и не начинать». Их смелости ещё стоит поучиться. И за каждым так весело и интересно наблюдать. 

Хозяйка всего этого безумия — Мирандолина — Анна Ардова, красивая, умная, яркая и отлично готовит соус. Она слишком хорошо управляется со своими кавалерами, кастрюлями и сложной игрой слов. Одинаково страстно ненавидящий «баб» и поклоняющийся им кавалер в исполнении Вячеслава Разбегаева и Григория Сиятвинды заставляет смеяться надо собой, сочувствовать и жалеть своего персонажа. У него просто не было шансов победить в этой любовной битве, но даже проиграв, он сумел сохранить лицо и уважение. Две крайности одной и той же сущности Высшего класса — человек-титул и человек-бумажник Михаил Полицеймако и Илья Исаев или Георгий Дронов представляют две альтернативы, два пути, по которому может пойти наша героиня, может стать счастливой и даже сделать их самих лучше, стать недостающей половиной. Но есть важные аргументы против — она их не любит и не хочет любить. А вот врать ни им, ни себе наша прекрасная хозяйка не собирается. И замечательный Фабрицио Антона Эльдарова, верный своей хозяйке уже много лет, единственный неизменный помощник. Он тоже влюблен, как и все, но совершенно бескорыстен во всех смыслах — он готов ждать, делать все возможное и ничего не просить взамен. Очаровательные актрисы, уравновешивающие мужское превосходство на сцене, на самом деле только усиливают его. Вот два ярких примера — за что же Кавалеру так ненавистен женский пол, они как будто призваны доказывать его правоту. Но они так непосредственны, что их совершенно невозможно не любить. И уж точно мы ещё долго их не забудем.  

В будущем театральном сезоне у московской публики будет традиционно богатый выбор среди комедий, трагедий, современных трагикомедий и перформансов, где почти ничего не понятно, но очень много света и громких звуков. И «Трактирщица» театра «Ателье» («Независимого театрального проекта») прекрасная идея для одного осеннего или зимнего вечера, чтобы почувствовать тепло Италии, подумать о простых человеческих отношениях, умных и красивых женщинах, откровенных и веселых мужчинах. А еще вдоволь посмеяться, попеть на итальянском и вдохновиться примером смелой трактирщицы. И нам ничто и никто не помешает быть счастливыми — ни мы сами, ни кто либо еще. 


Татьяна Елизарова специально для Musecube "Трактирщица и её мужчины"



Заказ билетов на спектакли Театра "Ателье" по номиналу (без наценок):
+7 495 150 01 94
Политика конфиденциальности

ООО Агентство «НТП». Юр.адрес и почтовый адрес: 101000, г.Москва, Сретенский бульвар, д.6/1 стр.2 офис VI
ИНН – 7729399675, КПП - 770801001, ОКПО – 54981388
Тел./факс: (495) 150-45-94