Виктория Севрюкова: «Зрители соскучились по настоящим костюмным спектаклям» 

Костюмы к спектаклю «Трактирщица» придумала художник по костюмам Виктория Севрюкова (заслуженный художник России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»). У всех, видевших костюмы даже пока только на фото, они вызывают восхищение и искреннее изумление - сейчас на сцене большая редкость такая тщательная работа над каждой деталью, такое следование традициям, соответствие эпохе, удивительная красота. Перед премьерой мы поговорили в Викторией Севрюковой о костюмах, о пьесе, о времени.

У каждого костюма есть прообраз? Какие картины служили основой для эскизов?

Нет, конечно, прямых прообразов нет. Но общий настрой роскошной живописи 18 века повлиял несомненно. Конечно, французы Фрагонар, Буше и Ватто, но и знаменитый итальянец - земляк Гольдони - Пьетро Лонги. Не зря ведь живопись эпохи рококо называется  будуарной. Здесь все прекрасно, сексуально и раскрепощённо...дамы падают в обморок, да так, что видны чулки с подвязками... дамы качаются на качелях - и видны нижние юбки с кружевами. Кавалеры галантно целуют дам, а декольте так и манит глаз.


Именно так и одевались люди в XVIII веке? Есть ли в костюмах реальные реплики костюма той эпохи? 

Гольдони - вообще подарок для художника по костюмам. Особенно , когда режиссёр не боится делать " немодный" спектакль. Ведь сейчас "модно "переносить время действия , облачать персонажей в современные вещи и костюмы. Виктор Шамиров- удивительный режиссёр, умеющий создавать миры, чувствуя автора, не убивая его, не притягивая в сегодняшний день. У нас - Гольдони во всей красе. Дамы - все в корсетах, сделанных по старинным рисункам и выкройкам. 

Настоящий корсет 18 века был произведением искусства, на китовом усе, металлических застежках. Он не только и не столько делал талию. Задача корсета - подать женскую грудь так, чтобы она выглядела как спелый фрукт на подносе. И тогда возможно декольте любой глубины. И плюс к тонкой талии и роскошному декольте - специальные корзинки на боках - фижмы... Их делали из сплетенного конского волоса. Мы , конечно, коней не трогали .Но стальной проволоки ушло на фижмы немало. Кстати, фижмы бывали разными - небольшие , утренние - назывались "осмотрительными". Конечно, у Мирандолины - фижмы осмотрительные. Ей же в них не только смущать мужские сердца, но и следить за гостиницей, стелить постель, готовить еду. Ведь первое название пьесы - "Хозяйка гостиницы". А у двух бедных актрис, выдающих себя за корсиканскую баронессу и графиню из Рима - фижмы "понаглее" - в форме "гондолы", чтобы на бока фижм можно было положить руки... 

А мужчины , мужчины у нас все мачо... все в коже... и потому что все путешествуют, и потому что кожа - универсальная, вневременная и при этом очень современная фактура. Все камзолы сшиты по подлинным выкройкам. Только Кавалер - в камзоле из жесткой кожи, скорее похожий на длинный плащ. Граф - тоже в коже, но его камзол вышит шелком, каскад кружева на манжетах и жабо, кожаная треуголка украшена перьями и цветами. А уж Маркиз - пусть бедный, пусть без денег - но надушен, нарумянен и напудрен. И даже под камзолом носит фижмы - для красоты, конечно. Он весь, как подарочный букет - ленты, кружева, воланы, руки в перстнях.

И особая наша гордость - вся обувь сделана точно по лекалам обуви 18 века.  Женские туфельки сшиты из ткани, но вся внутренняя отделка - кожа. А главное- каблук. Знаменитый изогнутый каблук рюмочкой - голубиная лапка - делает любую женскую ножку миниатюрной

.

Почему так важно, чтобы костюм актёра соответствовал эпохе пьесы? Или это не важно? Или важно, но не всегда? И почему в "Трактирщице" принято решение делать именно костюмный спектакль?

Блестящая пьеса Гольдони сродни доброму бокалу тосканского вина, это фейерверк юмора и лёгкости... можно , конечно, вино заменить на кока-колу, но не думаю, что это доставит удовольствие зрителям. Поэтому было решено - это будет настоящий Гольдони, без подмены. Тем более, что " Трактирщица" - редкий гость на российской сцене. И зрители просто соскучились по настоящим костюмам...

В каких мастерских сшито это всё великолепие? 

Кто шил костюмы? Мастеров, которые могут шить такого класса исторические костюмы- очень мало в Москве. Лучшие- шили костюмы к " Трактирщице"...

Где вообще берутся такие роскошные ткани?

Конечно, настоящих брокадов и атласов сейчас не найти. И кожу пришлось " старить" до антикварного состояния. И декоративные интерьерные ткани пришлось долго искать - очень важен был замысловатый "рокальный" рисунок. Да и эти ткани шились наизнанку, чтобы не был виден на сцене искусственный блеск. А потом их фактурили, чтобы добиться нужного состояния. Только Мирандолина получила на свой костюм "почти" родную ткань. Самая модная ткань 18 века - жюи. Это лён с набивным рисунком - как правило, пасторальные сценки с дамами и кавалерами. А сейчас очень актуален стиль Прованс, в котором драпировки шьют именно из жюи... И накрахмаленный хрустящий тонкий лён очень подошёл к образу Мирандолины , рыжеволосой красавицы - хозяйки гостиницы. 

Самому Гольдони бы понравились его герои?

Думаю, Гольдони, как всем  персонажам этой пьесы, очень по душе Мирандолина. Ведь в пьесе все (!) все мужчины влюблены в неё. И автор просто любуется этой женщиной - умной, красивой , неотразимой и бесконечно желанной.


Заказ билетов на спектакли Театра "Ателье" по номиналу (без наценок):
+7 (495) 109-90-12
Политика конфиденциальности

ООО Агентство «НТП». Юр.адрес и почтовый адрес: 101000, г.Москва, Сретенский бульвар, д.6/1 стр.2 офис VI
ИНН – 7729399675, КПП - 770801001, ОКПО – 54981388
Тел./факс: (495) 109-90-12