Сегодня театральное сообщество искусственно разделено по форме собственности: государственной и негосударственной. 

Раньше нас просто не любили, но мы особо не переживали и работали, занимались своим делом. Сегодня нас убивают под молчаливое согласие гостеатров. Нет, мы не призываем коллег встать на нашу защиту. Это было бы фантастикой. Просто минимальный шаг навстречу. Почему бы нет? 

В первую волну театрального «безумия» залы разрешили заполнять на 50%, потом ещё хлеще – на 25%. Но гостеатры имеют поддерживающее финансирование, и, казалось бы, могли бы в этой ситуации помочь негосударственным театрам, снизив для них стоимость аренды своих залов (к слову, гостеатрам сократили госзадание, сохранив финансирование в полном объёме, – так что по сравнению с нами они просто в шоколаде). Стоимость аренды в подведомственных городу театрах зашкаливала и до пандемии, а сейчас она просто неподъёмна. 

Но нет – директора театров прикрываются бумажкой-индульгенцией об оценочной стоимости аренды их залов и разводят руками – мол, ниже опуститься не можем, над нами есть вышестоящие. 

Тогда инициативная группа «Союза негосударственных театров и театральных продюсеров» написала письмо Мэру Москвы с просьбой разрешить театрам снизить стоимость аренды и получила ответ из подведомственного Департамента культуры – «Решения о предоставления скидки на аренду учреждения культуры определяют самостоятельно…»   

Вот так, господа. Как же цеховая солидарность? Внебюджетные средства нужны всем, кто спорит, но за ними нужно идти точно не к нам. Тем более сейчас. Плачевная ситуация, в которой мы оказались, не смущает директоров гостеатров. Всё понятно – дружба дружбой, а деньги врозь…
Не могу умолчать – в том самом ответе из Департамента культуры, подписанном важным чиновником, нам предлагается поиграть в Ватутинках, Капотне др. К письму прилагается старательно разработанный список залов с количеством мест… Как к этому можно нормально относиться? Неудивительно, что у них 25% зрителей в зале – в порядке вещей. 

Как настоящий партнёр повёл себя «Театриум на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой – имея такую возможность, он без всяких просьб и уговоров резко снизил стоимость аренды, – Тереза Ганнибаловна, низкий поклон и нечеловеческое спасибо вам и вашей прекрасной команде! Справедливости ради отмечу, что Московский театр на Таганке вернул деньги за объявленную нами в сентябре премьеру нового спектакля, которая по всё тем же пандемическим причинам так и не состоялась. Хотя было бы странно, если бы их нам не вернули… 

Вот мы и дошли до театра на Таганке. Разговор о цеховой солидарности продолжается… Это, собственно, апофеоз. 6-го ноября театр сообщил, что из-за невыплаты аванса он расторгает с нами договор аренды на 8-е декабря (спектакль “LoveLetters”). 

Вводная – это «переносной» спектакль. Я уже писал, что в октябре мы были вынуждены отменить и перенести 3 спектакля. Случилось это из-за болезни Гоши Куценко, который загремел в больницу с «ковидом». Как нетрудно догадаться, перенос и отмена – это всегда дикий стресс для театра, частного особенно. 

Билеты сегодня продаются в последние два-три дня – до смерти запуганный зритель хочет в театр, но боится очередной отмены, поэтому покупает их совсем впритык, и такая ситуация у всех театров без исключения… Но просьбы о милосердии и переносе сроков оплаты были тщетными. 

Признаюсь, имея долголетние творческие и деловые отношения с руководителем этого театра, я оторопел. Уж кто-кто, а именно этот директор (или директриса – как угодно), как никто из нынешних директоров, знает, что такое жизнь независимого театра, с какими трудностями он сталкивался всегда, и как прогрессируют эти трудности сейчас. Уж кто-то, а именно этот руководитель знает, как мы щепетильны в вопросах оплаты! Как бы то ни было, проявить благородство он не пожелал, бравируя обязанностями перед Учредителем, то есть Департаментом культуры, и прикрываясь им, как щитом. Но и мне по разным поводам приходится общаться с тем самым учредителем. Его представители – отнюдь не «бабайки», а вполне себе адекватные люди, может, и замкнутые на проблемах своего Департамента, но внемлющие и слышащие. Учредителю, подведомственные театры которого неделями не работают из-за карантина, невозможно объяснить, что «ковид» косит и частные театры, которые терпят колоссальные убытки? Не верю! Хотя после совета играть в Капотне я ничему не удивлюсь. 

«Брат – мой, карман – свой», как говорит один мудрый человек. Окей, тогда давайте не бить себя кулаком в грудь, называясь театральным сообществом, актёрским братством и т.д. А про «подставить плечо» и «протянуть руку» забудем совсем. 

Как выяснилось позже, театр на Таганке, не просто не должен бы, а не имел права так с нами поступать. Новообразованный Союз негосударственных театров написал ещё одно письмо, на сей раз в Департамент имущества г. Москвы, который сообщил, что, согласно Постановлению Правительства Москвы от 24.03.20 мы вообще можем быть освобождены от арендной платы госимущества. Как-то так. 

Но, согласитесь, так жить нельзя! Лично я занимаюсь театром по призванию, с удовольствием, и мечтаю о комфортных отношениях на этом поле, о том утопическом «далёко», когда все театры будут на равных. Ведь зрителю наплевать, какая у кого форма собственности. Он осознанно или интуитивно понимает, где хороший театр, а где плохой, где интересно, а где скука смертная.

Эльшан Мамедов,
Руководитель Продюсерской компании «Независимый театральный проект» (театр «Ателье»)

Читайте так же текст "Первый пошел" о положении дел независимых театров



Заказ билетов на спектакли Театра "Ателье" по номиналу (без наценок):
+7 495 150 01 94
Политика конфиденциальности

ООО Агентство «НТП». Юр.адрес и почтовый адрес: 101000, г.Москва, Сретенский бульвар, д.6/1 стр.2 офис VI
ИНН – 7729399675, КПП - 770801001, ОКПО – 54981388
Тел./факс: (495) 150-45-94